Иван Алексеевич Бунин. «Окаянные дни»
Бунин не принял революции 1917 года, считал её величайшей трагедий России и своей личной трагедией. Он покинул родину, потому что не мог физически выносить того ужаса, который творился в это время в его Отчизне. Он люто ненавидел тех, кто погрузил страну в хаос и залил её кровью. Он остро чувствовал, что его России больше нет. Об этом он пишет в «Окаянных днях»:
Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...
***
Как они одинаковы, все эти революции! Во время французской революции тоже сразу была создана целая бездна новых административных учреждений, хлынул целый потоп декретов, циркуляров, число комиссаров — непременно почему-то комиссаров — и вообще всяческих властей стало несметно, комитеты, союзы, партии росли, как грибы, и все «пожирали друг друга», образовался совсем новый, особый язык, «сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью по адресу грязных остатков издыхающей тирании…» Все это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций — бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна.
***
Сен-Жюст, Робеспьер, Кутон… Ленин, Троцкий, Дзержинский… Кто подлее, кровожаднее, гаже? Конечно, все-таки московские. Но и парижские были неплохи.
***
Есть «Рабочая Марсельеза», «Варшавянка», «Интернационал», «Народовольческий гимн», «Красное знамя»… И все злобно, кроваво донельзя, лживо до тошноты, плоско, убого до невероятия…
***
…В красноармейцах главное – распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылок, на лоб падает «шевелюр».
***
…Сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство.
***
«Съезд Советов». Речь Ленина. О, какое это животное!
Иван Бунин. Окаянные дни.
Россия Бунина – это богатая, похожая на лубочную картинку масленичная Москва: душные трактиры, в которых подавали стопки «залитых сверх меры маслом и сметаной» блинов»; «снежные тротуары», «зелёные звёзды», сыплющиеся с проводом; Охотный ряд, «слишком новая громада Христа Спасителя», «что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах», Художественный театр, «Метрополь». Это раскольничье Рогожское кладбище, Новодевичий монастырь с его «кирпично-кровавыми стенами». Сюда любила ездить героиня рассказа «Чистый понедельник», странная загадочная девушка, молодая, необыкновенно красивая, богатая, познавшая счастье взаимной любви, та, которая в чистый понедельник решила круто изменить свою жизнь и посвятить её служению Богу. Непостижимый, загадочный русский характер, в котором воплотились два начала, две культуры, две цивилизации: восточная и западная. Создавая рассказ «Чистый понедельник» в тяжёлом для России военном 1944 году, Бунин надеялся: жажда душевной чистоты, вера, жертвенный подвиг, мощные духовные корни, составляющие основу русского национального характера, не дадут народу сломаться, и выживет он, и спасётся, и выстоит в тяжких муках и страданиях, пройдя через испытания, воскреснет Россия.
Перед смертью он просил похоронить его в склепе, в цинковом гробу, чтобы хотя бы прах его вернулся когда-нибудь в родную русскую землю… Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сент-Жененвьев-де-Буа под Парижем.
#революция@razum_spb